Адаптированная образовательная программа МБДОУ "ДС № 260 г. Челябинска"
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 260 г. Челябинска» (далее АОП ДО, Программа) является нормативно-управленческим документом, определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 260 г. Челябинска» (далее - МБДОУ «ДС № 481 г. Челябинска», ДОУ) с обучающимися с ТНР. Программа разработана творческой группой дошкольного учреждения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования. Основной целью деятельности МБДОУ «ДС № 260 г. Челябинска» является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. Программа предназначена для всестороннего развития детей с ТНР в возрасте от 4 до 7 лет. В МБДОУ «ДС № 260 г. Челябинска» функционируют группы комбинированной и компенсирующей направленности для детей с ТНР. Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей, возраста и пола. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Обязательная часть Программы оформлена в виде ссылок на Федеральную адаптированную образовательную программу дошкольного образования. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, представляет описание образовательных модулей, отражающих региональные особенности, реализацию приоритетного направления, парциальных программ и т.д. В каждом из разделов образовательной Программы предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Региональный компонент представлен модулем «Наш дом - Южный Урал». Модуль реализуется в контексте программы «Наш дом - Южный Урал» (Е.С. Бабунова). Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием. Задачи программы: - способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре, истории народов Южного Урала; - формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона; - развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности. Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «ДС № 260 г. Челябинска» является речевое развитие. Модуль «Чудесные истории» Цель: создание условий, обеспечивающих качество речевой работы в ДОО. Задачи: - развитие и активизация словаря; - формирование познавательной активности и творческого воображения детей; - развитие моторики; - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; - моделирование ситуаций речевого общения; - развития связной речи. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются равноответственными участниками образовательного процесса. Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.). В образовательном процессе ДОУ активно используются различные формы работы с родителями воспитанников: - наглядно-информационные (выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки и др.); - информационно-аналитические (сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении к ребенку в семье, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации); - досуговые (проведение педагогами совместных праздников и досугов); - информационно-ознакомительные («Дни открытых дверей» и др.); - информационно-коммуникационные (официальный сайт учреждения, официальные страницы учреждения в социальных сетях и т.д.)